Надмогильный памятник - с незапамятных времен на Руси, считается самым популярным ритуаль
ным изделием. Памятникувековечивает память об ушедшим человеке, тем самым, показывая потомкам, как надо относиться к своему роду, воспитывая в них уважение к своим корням.
Официальные термины:
Памятник - здесь: мемориальное надмогильное сооружение (плита, стела, обелиск, изваяние), на котором могут быть указаны фамилия, имя, отчество захороненного, даты рождения и смерти, и могут быть помещены изображения трудовых, боевых и религиозных символов, а также эпитафия.
Надмогильные сооружения (надгробия) - памятные сооружения, устанавливаемые на могилах: памятники, стелы, обелиски, кресты и т.п.
Семейные (родовые) захоронения - участки земли на общественных кладбищах, предоставленные в соответствии с законодательствами Российской Федерации или субъектов Российской Федерации для семейных (родовых) захоронений.
Склеп - подземное или заглубленное в землю сооружение, часть здания или сооружения, предназначенное для погребения.
Эпитафия - траурная надпись на надмогильном сооружении или мемориальной плите в форме литературного произведения, как правило, символического содержания.
Колумбарий - место захоронения (хранилище) урн с прахом. Колумбарий по вертикали делится на ярусы, ярусы делятся на ниши, закрываемые мемориальными плитами.
Мемориальная плита колумбария - плита, закрывающая нишу колумбария, на которой указаны имя, отчество и фамилия, даты рождения и смерти захороненного.
Урна с прахом - сосуд, в который помещается запаянный целлофановый пакет с прахом умершего. Урны могут иметь различные внешние оформления.
Участки - кварталы кладбища - участки на которые разбивается дорожной сетью зона захоронения кладбища. Нумерация кварталов устанавливается согласно чертежу генерального плана кладбища. Номера кварталов указываются на табличках, укрепляемых на столбиках, устанавливаемых на углах кварталов.
Архитектурный термин – памятник.
Памятник:
В широком смысле — объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность П. истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые П.; по типологическим признакам П. могут быть разделены на четыре основные категории: археологические памятники, П. истории, П. архитектуры и П. монументального искусства. К П. относят также П. письменности, обладающие историко-познавательным или историко-художественным значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения и представляет собой существенную часть идеологического воспитания.
В узком смысле — произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях. Для П., обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения П., как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства — необходимая черта художественного П. независимо от его типа.
Прототипами П. были погребальные сооружения древнейших человеческих обществ — мегалиты и курганы, а также обелиски, пирамиды, и т. д. В последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль П., однако обычно под П. в узком смысле подразумевают произведения, в которых мемориальная функция отчётливо преобладает над погребальной или культовой (хотя последние могут и не исключаться).
В античности были созданы основные композиционные типы П., развивавшиеся и в последующее время: аллегория, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.; иллюстрации см. т. 7, табл. XXVIII, стр. 288—289), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме; иллюстрации см. т. 1, стр. 73), стелы, арки триумфальные, триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111—114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Широкое распространение обособленных скульптурных П., прославляющих определенную человеческую личность, начинается в Древней Греции; в искусстве эллинизма и Древнего Рима фигуры в подобных монументах уже значительно индивидуализируются. Античные П. помещались первоначально на священных участках, а с 6 в. до н. э.— в центрах городской жизни (например, на агорах). П. Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Наиболее характерные виды П. в средневековой Европе — кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на З.) скульптурные изображения донаторов в церквах. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение памяти о выдающихся событиях возведением культовых построек (Василия Блаженного храм в Москве, воздвигнутый в честь победы над Казанским ханством).
Итальянские мастера кватроченто, опираясь на древнеримское наследие, вновь создают чисто светские монументы, иногда — свободно стоящие (конные статуи кондотьеров: Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447—53, скульптор Донателло, иллюстрации см. т. 8, табл. XVIII, стр. 512—513; Коллеони в Венеции, бронза, 1479—88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности, наметившиеся в П. маньеризма, усиливаются в эпоху барокко и классицизма, когда П. (как правило, прославляющие монархов или полководцев) нередко играют важнейшую роль в городской застройке (П. Петру I, «Медный всадник», в Петербурге, бронза, 1768—78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе; иллюстрации см. т. 14, табл. XXII, стр. 320—321).
В период позднего классицизма, или ампира, вновь получают распространение архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на площади де Голля в Париже, 1806—37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен, иллюстрации см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528—529; Александровская колонна в Ленинграде). Со 2-й половины 18 в. всё чаще сооружаются П. выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (памятники: И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848—55, скульптор П. К. Клодт, иллюстрации см. т. 13, стр. 507; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель), иногда камерные по характеру, рассчитанные на чисто ландшафтное окружение. С 19 в. большой популярностью пользуются также П. литературным героям. Сама организация постановки П. существенно меняется: если ранее вопросами сооружения П. ведали исключительно государственные учреждения (в России — министерство двора), то в 19 в. отдельные П. создаются на средства, собранные различными общественными комитетами и комиссиями (например, памятник А. С. Пушкину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин, архитектор П. С. Богомолов; иллюстрации см. т. 17, табл. 1, стр. 16).
Нарастание психологической конкретности образа в скульптурном П. 19 в. порой сочетается с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в конце 19 — начале 20 вв. возникает ряд гигантских, подавляющих своими масштабами монументов, отражающих рост империалистических тенденций (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901—1906, скульптор Х. Ледерер). Усиление общественно-политической роли пролетариата отражается в П., славящих труд («Памятник труду» в Брюсселе, бронза, с 1880-х гг., открыт в 1930, скульптор К. Менье). В 20 в. особую актуальность обретает идея архитектурных и архитектурно-скульптурных мемориальных сооружений, как правило, посвященных памяти жертв 1-й и 2-й мировых войн. Трагические события и героические свершения военных лет послужили стимулом для создания ряда монументов, преодолевающих стилистический консерватизм многих П. 19 и 20 вв. и отмеченных острой экспрессивностью, метаморфической насыщенностью образов [П. «Разрушенный город» в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; П. героям Варшавы («Варшавская Нике») в Варшаве, бронза, 1964, скульптор М. Конечный]. Интенсивно развивается новый тип неизобразительного П., лишённого аллегорических или портретных фигур и близкого по духу к архитектуре малых форм (П. жертвам 2-й мировой войны 1939—45 в Милане, нержавеющая сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).
С первых лет Советской власти проблема сооружения П., наглядно раскрывающих историю развития революционных идей и передающих пафос социалистического переустройства общества, рассматривалась как одна из важнейших задач искусства (это воззрение с наибольшей силой выразилось в ленинском плане монументальной пропаганды). Если ранние советские П. чаще всего были невелики по размерам и по характеру близки станковой скульптуре, то для монументов 1920—30-х гг. типичны решения, способствующие более активному включению П. в городской ансамбль или окружающую природу (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышев), многофигурные композиции, поясняющие основную мысль П. с помощью дополнительных образов (памятник Т. Г. Шевченко в Харькове, бронза, гранит, открыт в 1935, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Г. Лангбард; иллюстрации см. т. 15, табл. XXIII, стр. 288—289). Особенно широка программа сооружения П., посвященных подвигу советского народа в Великой Отечеств, войне 1941—45; наряду с многочисленными мемориальными сооружениями воздвигнуты П., включающие реальные предметы (танки, артиллерийские орудия, самолёты), а также портретные монументы. Важную роль в патриотическом воспитании играет и практика создания бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда. В 1960—1970-е гг. возросшие масштабы городских пространств предопределяют укрупнённую более лаконичную пластику скульптурных П., иногда — использование символических неизобразительных форм. Необычайно многообразна тематика советских П.: посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, они в совокупности представляют собой образную летопись наиболее прогрессивных тенденций в истории и культуре. Среди примечательных монументов 1950—70-х гг.— П. А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1957, скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Петров), В. В. Маяковскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1958, скульптор А. П. Кибальников; иллюстрации см. т. 12, стр. 74), К. Марксу в Москве (гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е, Кербель, архитектор Р. А. Бегунц и др.; иллюстрации см. т. 12, стр. 57), В. И. Ленину в Кремле (бронза, гранит, лабрадорит, открыт в 1967, скульптор В. Б. Пинчук, архитектор С. Б. Сперанский; иллюстрации см. т. 13, табл. XIX, стр. 368—369), В. И. Ленину на площади Ильича в Москве (бронза, гранит, открыт в 1967, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Чеканаускас; иллюстрации см. т. 11, стр. 79), В. И. Ленину в Берлине (гранит, открыто 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер).
Лит.: Бринкман А. Э., Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Круглова М., Монументы в архитектуре городов, М., 1952; Монументы СССР. [Фотоальбом], М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней, [1960—1970, Сб. ст.], М., 1973; Ellenius A., Den offentliga konsten ochideologierna, Stockh., 1971; Keller U., Reitermonumente absolutistische Fursten, Munch. — Z., 1971.